В прошлом году вышла англоязычная научная книга под названием TERF Wars: Feminism and the fight for transgender futures («ТЭРФ-войны: феминизм и борьба за трансгендерное будущее»). В ней разбираются политики феминистского, трансактивистского и трансэксклюзивного движений, намечаются пути для преодоления вражды, что могло бы в будущем привести к сотрудничеству в общих интересах и отказу от противостояний и ненависти. Авторки/ы поднимают следующие вопросы/проблемы: понятия «пол» и «гендерная идеология», образование, мобилизация сообщества, «аутогинефилия» (теория, претендовавшая на научность, но давно опровергнутая), «внезапно возникающая» гендерная дисфория (псевдонаучная «теория», используемая для раздувания моральной паники), обратный переход (детранзишен), миграция, проституция, споры о туалетах.
По этой ссылке есть все тексты из данной книги в свободном доступе. Прочла с интересом, хотя не всегда и не со всем была согласна. Много фактологической информации, много разных контекстов, много нюансов и аргументов, о которых я не задумывалась. Вынужденное публичное уточнение: то, что я упоминаю эту книгу, не означает, что я полностью поддерживаю абсолютно всё, что в ней написано.
Интересные факты, которые удалось почерпнуть из книги (и не только):
1) Термин «гендерная идеология» впервые появился в антифеминистских и антитрансгендерных кругах ультраправых христиан, связанных с Католической Церковью. В 2010-х годах это понятие активно использовали ультраправые, фашистские организации в Европе, Америке и Африке. По их мнению, гендерное равноправие, сексуальное освобождение и права ЛГБТ+ являются атакой на «традиционные ценности» со стороны «глобальных элит» (транснациональных корпораций, международных организаций). Другие похожие термины, которые они стали внедрять: «гендерная теория», «гендеризм». Таким образом, данный термин пришёл из ультраправых кругов.
Первое использование словосочетания «гендерная идеология» в кругах трансэксклюзивных феминисток датируется 2016 годом — в комментарии под статьёй, перепечатанной из консервативной группы под названием «Американская коллегия педиатров». Что этот термин означает, непонятно, потому что его никогда чётко не определяли. К настоящему времени он превратился в «пустое означающее», которое используют как «пугало» для провоцирования моральной паники.
2) Трансэксклюзивные точки зрения встречались среди радикальных и лесбийских феминисток Америки уже в начале 1970-х. При этом из истории часто вымарывают случаи агрессии с их стороны и тот факт, что многие радикальные и лесбийские феминистки были трансинклюзивными.
В 1973 году трансженщина Бет Эллиотт, будучи активисткой лесбофеминистской ячейки, должна была участвовать в Лесбийской конференции западного побережья. Это вызвало гнев одной радикальной трансэксклюзивной группы. Бет угрожали смертью. Робин Морган заняла на конференции эксклюзивную позицию и сказала, что будет призывать не к единству, а к расколу. После речи Робин на конференции провели голосование по поводу трансэксклюзивности. Более двух третей (!) участниц проголосовали за то, чтобы трансженщину оставили на мероприятии. Но агрессивные представительницы меньшинства не признали демократически принятое решение и угрожали сорвать конференцию, если их требования не выполнят. В итоге они даже напали на Бет, и другие радфем-лесбиянки защищали её физически.
Радикально-феминистский и лесбо-сепаратистский звукозаписывающий лейбл Olivia Records был трансинклюзивным. В какой-то момент к ним пришла работать трансженщина Сэнди Стоун. Это вызвало критику со стороны трансэксклюзивных феминисток извне. Сэнди стала получать угрозы по почте. Когда коллектив Olivia Records собирался поехать в Сиэтл, им пришло сообщение от тамошней сепаратистской группы «Горгоны» (очень воинственной). Те угрожали Сэнди Стоун убийством. Участницам Olivia даже пришлось прибегнуть к помощи охранниц во время этой поездки. В итоге «Горгоны» действительно пришли на встречу, взяв с собой пистолеты, — к счастью, трагедию удалось предотвратить.
В 1992 году радикальные лесбофеминистки провели опрос на знаменитом Мичиганском женском музыкальном фестивале («Мичфест»). 73,1% (!) опрошенных ответили, что хотят видеть фестиваль трансинклюзивным. В 1999 году лесбийская радикальная группировка Lesbian Avengers пришла на «Мичфест» вместе с 16-летней трансдевушкой. В итоге трансэксклюзивное меньшинство окружило их и начало активно угрожать и харассить подростка. Одна из агрессорок сообщила, что у неё с собой нож и что она за себя не ручается. 16-летней девочке было страшно.
3) Знаменитая радфем-сепаратистская группа Cell 16, существовавшая с 1968 по 1973 год, оказывается, тоже была трансинклюзивной. И они подвергались за это критике со стороны трансэксклюзивных феминисток.
Одна из бывших участниц этой группы Дана Денсмор сказала в 2014 году во время выступления на конференции, что не согласна с обвинением всего классического радфема в эссенциализме. Да, тогда существовали теоретикессы и активистки, которые высказывали эссенциалистские идеи, — некоторые делали это чисто по тактическим соображениям, некоторые искренне придерживались таких взглядов, но многие мыслили совсем иначе. По её словам, участницы Cell 16 при анализе гендера уже в конце 1960-х годов фактически придерживались теории перформативности задолго до Джудит Батлер. Более того, они даже не хотели использовать термин «женщина», противостояли этой навязанной патриархатом категории, не желали называть своё движение «women’s liberation» по теоретико-политическим причинам.
Скажу даже кое-что шокирующее: эти известные радикальные феминистки считали, что «женщина» в нашем обществе (в социокультурном плане) — это буквально «костюм». Они сняли документальный фильм, в котором показали, как дрэг-квины перевоплощаются из мужчин в женщин, и все вокруг воспринимают их как женщин, относятся к ним, как к женщинам, не видя никакого подвоха. Денсмор сказала так: «Быть “женщиной” означало для нас что-то вроде конструкта, формируемого макияжем и костюмом, следованием принудительным конвенциям движений и голоса». При этом, надо сказать, что Cell 16 придерживались всех основных идей, характерных для раннего радикального феминизма, а Роксана Данбар рассматривала женщин даже не как половой класс, а как «касту».
4) Термин TERF (ТЭРФ) появился в 2008 году. Его придумала и популяризировала одна из групп радикальных феминисток (цисгендерных), чтобы отделить трансэксклюзивных радфем от транспозитивных и транснейтральных, с которыми они привыкли взаимодействовать. Это подтвердила Вив Смит, одна из участниц тех событий. Термин ни в коем случае не задумывался как ругательство — он использовался просто для удобства в целях классификации разных подтечений.
5) Термин «цис» («циссексульность», «цисгендерность») появился примерно в 1992 году. Эта была просто нейтральная замена для таких терминов, как «нетранс», «родившаяся женщиной/родившийся мужчиной», «биологическая женщина/биологический мужчина», «натуральная женщина/натуральный мужчина».
6) Читать книги поздней Шейлы Джеффрис, посвящённые критике «трансгендеризма» и «квир-политик», просто физически невозможно, потому что они состоят из постоянных нападок, обвинений. Есть всего несколько радикальных феминисток, которых я совсем не перевариваю и преимущественно не поддерживаю, и Джеффрис — одна из них.
0 комментариев:
Отправить комментарий