Теннис — вероятно, самый равноправный из популярных видов спорта. Сейчас в Нью-Йорке завершается турнир US Open, на котором женщины и мужчины в одиночном разряде получают абсолютно одинаковые призовые выплаты, а я снова задумалась на тему физиологии.
Физическую силу в теннисе легче всего оценивать по скоростям первой подачи, потому что в этот момент игроки спокойно и с места наносят мощнейшие удары. Чем сильнее мышечная масса и сила взмаха, тем быстрее полетит мячик. При этом женщины и мужчины идут в профессиональный теннис примерно в одном и том же возрасте, тренируются в одних и тех же академиях, зачастую у одинаковых тренеров, по схожим программам и с примерно одинаковым режимом питания. Там нет такого, что, например, женщины всегда делают какие-то одни упражнения, а мужчины — какие-то другие.
А теперь давайте сравним скорости первой подачи у разных топовых игроков. Я вчера именно этим и занялась, когда смотрела полуфинальные матчи. Вот, скажем, Арина Соболенко (23 года, рост — 182 см, вторая ракетка мира среди женщин). У неё очень мощная подача, и весь матч она стабильно выдавала примерно 185 км/ч. Потом в мужском полуфинале играли Новак Джокович (34 года, рост — 188 см, первая ракетка мира среди мужчин) и Саша Зверев (24 года, рост — 198 см, четвёртая ракетка мира). Так вот, Джокович подавал максимум в районе 197 км/ч, а Зверев выдавал вплоть до 213 км/ч.
Попробуем поработать с этими цифрами. Получается, если брать сильнейших профессиональных спортсменов, то Джокович подаёт сильнее Соболенко всего на 6%, а Зверев — на 13%. При этом Зверев подаёт сильнее Джоковича на 7,5%. То есть разница между женщиной и мужчиной даже меньше, чем разница между двумя топовыми мужчинами. При этом разница между мощным Зверевым и Соболенко меньше 15%, хотя Саша гораздо выше ростом, чем Арина.
Всё это даёт почву для размышлений по поводу физиологических различий в силе. Если брать примерно одинаково тренированных людей (ну, условно, потому что у всех игроков не совсем одинаковые условия и программы тренировок), то разница между женщинами и мужчинами просматривается, но она не такая уж и значительная, чтобы говорить, что, мол, женщины слабые, аки божие одуванчики. При этом различия между людьми одного пола (связанные с генетикой и условиями жизни в детстве) порой значительнее, чем различия между людьми разного пола. В туре можно найти кучу мужчин, которые бьют слабее, чем Арина Соболенко. И самое интересное, что в конкретных матчах выигрывают вовсе не обязательно те, кто бьют или подают объективно сильнее, — всё устроено гораздо сложнее. Вот и вчера более слабый (на 7,5%) Джокович в итоге обыграл Зверева.
Таким образом, на основе такой статистики можно сказать, что какое-то различие между мужчинами и женщинами в среднем существует, но оно не настолько велико, как иногда думают те, кто используют выражение «слабый пол», и нередко меньше, чем индивидуальные различия между людьми. И в теннисе, например, есть смешанный разряд, в котором играют пары из женщин с мужчинами, — и ничего страшного.
Мне кажется, это разбивает гендерный стереотип о женской слабости и наталкивает на дополнительную рефлексию по поводу традиционной половой сегрегации в спорте, критериях для сравнения разных тел с разной генетикой, если нужны справедливые условия для соревнования (в теннисе, скажем, никогда не обсуждают, есть ли преимущества у игроков любого пола с более высоким ростом, с более длинными руками, с большей мышечной массой, с какими-то иными генетическими бонусами), критериях для выделения женского разряда (когда женщины в какой-то исторический момент начали существенно повышать спортивные результаты, начались всякие тестирования на определение «женскости»), статусе интерсексов, трансмужчин и трансженщин, желающих заниматься спортом, и так далее.
0 комментариев:
Отправить комментарий