Добро пожаловать, уважаемые гостьи и гости!

Вы попали в личный блог, в котором я, Кира, публикую сообщения обо всём, что меня интересует. Название это появилось не случайно, а было нав...

09 марта 2023

Жиль Делёз и его ненаписанная книга «Величие Маркса»

Жиль Делёз

Французского философа Жиля Делёза можно обоснованно назвать постмарксистом. Жак Деррида, который увлекался в молодости неомарксизмом, издал в 1993 году знаменитую работу «Призраки Маркса». Не все знают, но примерно в то же время Делёз планировал написать книгу под названием «Величие Маркса». Предполагалось, что это будет его последнее сочинение, после которого автор завяжет с философским писательством. Делёз работал над идеей в 1993-94 годах, успел подготовить черновик первой главы. А в ноябре 1995 покончил с собой — «Величие Маркса» так и осталось ненаписанным.

Книга стала в глазах интересующихся полумифической. Есть как минимум три надёжных источника, которые упоминали о ней. На русском об этом, кажется, написано мало, поэтому хочу восполнить пробел и перевести-процитировать два достоверных исторических документа. Что же хотел нам сказать Делёз о Марксе напоследок?

1) Из интервью с Делёзом в журнале Le Nouvel Observateur, взятом в 1993 году, но опубликованном лишь в ноябре 1995 после самоубийства философа.

«Я никогда особо не был предан Коммунистической партии [Франции]. (Я также никогда не подвергался психоанализу — избегал всего этого.) И я никогда не был марксистом до 1960-х годов. Меня заставляли сомневаться наблюдения за тем, какого рода вещи коммунисты принуждают делать своих интеллектуалов.

Должен также добавить, что я не был марксистом в те времена уже просто в силу того факта, что совсем ещё не читал в те годы Маркса.

Я прочитал Маркса тогда же, когда прочитал Ницше. Это была хорошая пара для меня. И я по-прежнему нахожу много значимого в концепциях обоих. Там содержится критика, радикальная критика. Вы можете обнаружить отсылки к Марксу и марксизму повсюду в «Анти-Эдипе» и «Тысяче плато». Сегодня я могу сказать, что целиком и полностью ощущаю себя марксистом. К примеру, моя статья, опубликованная в «Обществе контроля» является всецело марксистской, хоть я и обсуждал в ней вещи, о которых Маркс ничего не знал.

Я не понимаю людей, котоыре пытаются сказать, что Маркс был не прав, заблуждался. И ещё более мне непонятны заявления, будто Маркс умер. Сегодня перед нами стоит большое количество срочных задач: нам необходимо попытаться познать глобальный рынок — что это такое и как он движется. Чтобы сделать это, необходимо обратиться к Марксу.

Моя следующая книга будет называться «Величие Маркса». Это будет моя завершающая книга. Хотя в последнее время я больше не испытываю страсти к тому, чтобы писать. После книги о Марксе я думаю об уходе из писательства. Посвящу остаток жизни живописи».

2) Из видеоинтервью Антонио Негри, который был хорошо знаком с Делёзом (1997 год):

«…В последней книге Делёза «Величие Маркса» мы находим необычный аргумент — аргумент, который переводит эпистемологическое заявление, включающее определение «общих имён» как набора перцепций, конституирующего концепции, как лингвистическую конструкцию эпистемологического сообщества; аргумент, который переводит этот процесс в онтологический процесс. Коммунизм — это множественность, которая становится общей, общественной. Это не означает, что существует нечто предзаданное, что есть идея, нечто онтологически или метафизически скрытое. Это не значит, что существует единство.

Общее — это то, что противоположно единому, это антиплатонизм, доведённый до предела. Это также инверсия идеи коммунизма, предложенной в той традиции, в которой утопия с необходимостью конституировала единство, разрешала проблему единства и суверенности власти.

В данном же случае есть множественность, которая конституирует общее. И это концепция коммунизма, которую, насколько я понимаю, Делёз конструировал в «Величии Маркса», своей незавершённой книге».

***

P.S. Хочу ещё процитировать одно из интервью Делёза, где он объяснял своё понимание революции: «Сегодня модно разоблачать ужасы революции. В этом нет ничего нового, весь английский романтизм пронизан рефлексией о Кромвеле, которая аналогична сегодняшней рефлексии о Сталине. Говорят, что у революций плохое будущее. Но при этом смешивают две вещи — будущее революций в истории и революционное становление людей в настоящем».

0 комментариев:

Отправить комментарий