Недавно корреспондентка одной известной газеты попросила меня прокомментировать выступление Манижи на «Евровидении». К сожалению, мой текст не включили в статью на стадии редактуры. Раз уж так сложилось, решила расширить его до лонгрида и опубликовать у себя, тем более что в последнее время к глубокому удивлению видела много страннейшего негатива в адрес Манижи со стороны феминисток. Заранее предупреждаю, что моё мнение понравится далеко не всем, потому что во всех этих обсуждениях Манижи я сейчас не поддерживаю не только консерваторов и националистов, но и различные «прогрессистские» разоблачения «русского империализма» и тем более конспирологические теории о «руке Кремля». При этом надо учитывать, что я белая персона, родители которой считают себя русскими. Но обо всём по порядку.
Честно говоря, я очень много лет не интересовалась «Евровидением», но в текущем году следила за этим событием благодаря Маниже. Уже давно знакома с её творчеством и взглядами, поэтому была рада, что такая приятная исполнительница выиграла национальный отбор. А уж когда я послушала песню, которая была представлена для участия в конкурсе, то обрадовалась ещё сильнее, потому что Russian Woman содержит сильный социально-культурный и политический (в широком смысле слова) посыл, что характерно для всего творчества этой певицы. Поэтому мне, как феминистке, было важно поддержать её — не как представительницу какой-то страны, а именно как носительницу определённых идей, которые я разделяю. В этом смысле мне также была интересна, например, певица Destiny, аналогично выступавшая на «Евровидении» с феминистской повесткой.
Сама песня Манижи мне нравится в плане текста, музыки, аранжировки (ритм просто потрясающий). Композиция очень цепляющая и мощная по своей энергетике. Сценический перформанс тоже произвёл позитивное впечатление: приятная хореография, оригинальные костюмы, правильные лозунги на заднем плане и, конечно, потрясающий видеоряд с женщинами разных рас и национальностей, которые заранее записали ролики со своим исполнением этой песни. Среди них были даже люди, которых я знаю лично, что особенно вдохновляет.
Не секрет, что Манижа выступает в поддержку женщин, ЛГБТ+ и беженцев, против домашнего насилия, борется с ксенофобией. Все эти темы невероятно важны, потому что в России с ними есть большие проблемы. Насколько я знаю, женщины из разных регионов писали ей о том, что она с помощью своего выступления так или иначе представляет и их голоса, многим представительницам разных национальностей, в том числе мигранткам, песня понравилась. Russian Woman ценна тем, что она деконструирует «русское» как «чисто русское» и показывает, что Россия полна самых разных народов и культур. То, что таджичка по происхождению выступает с таким сообщением, фактически делает понятие «русская» скорее социально-культурным, что подрывает многие почвеннические право-националистические трактовки.
Текст песни наполнен личным опытом самой Манижи (она об этом говорила), но также очень прямо поднимает разные стереотипы, проблемы и дискриминационные вещи, с которыми сталкиваются все женщины в России, да и в мире. Во многом эти стихи подрывают традиционализм, который у нас ещё силён. И очень здорово, что такие идеи прозвучали на русской языке, в первую очередь для нашей собственной аудитории, а не для европейской. Не секрет, что у нас каждый год повышенное внимание к этому конкурсу, поэтому многие люди так или иначе интересовались песней, которую представила Манижа. А билборд со слоганом «Слушайте каждую женщину» в центре столицы вообще мощь. Всё это — ещё один ценный вклад в популяризацию феминистских идей (может, не более ценный, чем многие другие, но тоже ценный).
При всём при этом была и продолжается до сих пор целая волна хейта. На Манижу свалилась куча расизма, сексизма, фэтфобии и прочего. Причём охаивание было не только со стороны ноунеймов, но и со стороны известных персон, в том числе представляющих российское государство. Это печально, однако, видимо, неизбежно на данной этапе. И всё же массовые дискуссии, пусть даже с обилием ненависти и неконструктивной ругани, могут подтолкнуть к рефлексии, сдвинуть умы многих людей ещё на сантиметр, подвести кого-то к тому, что всё-таки сексизм, женоненавистничество, насилие, национализм и ксенофобия — это не круто.
Чуть позже пошла критика со стороны некоторых профеминистских кругов. Вот это для меня особенно грустно. Причём такие высказывания озвучиваются именно с левых, как бы антирасистских и антивсякихдругих позиций. Те авторки, которые при этом сами не относятся к нетитульным народностям, не являются мигрантками, вероятно, стремятся быть хорошими союзницами других угнетённых, противницами российских властных иерархий, хотят становиться, условно говоря, «святее Папы Римского» в борьбе с имперским режимом и ксенофобией. Намерения, быть может, и были исключительно позитивными, но получилось, мне кажется, не очень. Рассмотрю разные аспекты.
Примечание. В ситуации вокруг Манижи и центра «Насилию.нет» я буду поддерживать мою подругу Аню Ривину. Во всех остальных ситуациях, актуальных сейчас, я скорее буду защищать Манижу от нападок.
Самое шокирующее, что мне попадалось на глаза, — это откровенная конспирология из разряда «Манижа купается в деньгах дяди-олигарха, а на конкурс её протащили Кириенко и Ковальчук при помощи Эрнста». Все публикации в СМИ на эту тему, что я нашла, ссылаются в конечном итоге на какой-то анонимный «Телеграм»-канал помойного содержания. И в нём эта «информация» просто постулируется без каких-либо подтверждений и ссылок на источники. Канал напоминает сайт «Компромат.ру», куда «сливали» любую малоподтверждённую или фейковую хрень, которую невозможно протолкнуть в нормальные СМИ. Я посмотрела этот канал — там типично «желтушный» стиль подачи и заявы в таком духе: «Псевдонезависимый расследователь Христо Грозев из Bellingcat — это друг Путина, о чём написали вчера на заборе возле дома номер 5».
У меня нет журналистского образования, но я уже много лет занимаюсь феминистским СМИ, готовлю новости, беру интервью, участвую в расследованиях, занимаюсь фактчекингом, поэтому имею некоторые представления о том, как это делается. Так что вы меня извините, но ссылаться на какой-то анонимный, бездоказательный «слив» из интернета и на его основе делать далеко идущие выводы — это несерьёзно, мягко говоря.
Манижа не купается в деньгах, чему есть множество косвенных свидетельств. Её двоюродная сестра уже чуть ли не 10 лет работает на мелкой должности на «Первом канале» — это вообще не секрет. И она рассказывала, как туда попала, одной таджикской газете ещё в 2014 году. Например, её изначально не хотели брать, потому что «ты же девочка». А ещё совсем недавно на «Первом» была реальная история с детским конкурсом, когда дочь Алсу сделали победительницей с помощью подтасовок. Кстати, вот она-то реально из олигархических кругов. И что было после этого? А начался большой скандал, после чего «Первому» пришлось приносить извинения и отменять итоги конкурса. Это к вопросу о том, что там «всё схвачено». Поэтому если Манижа хочет подать на кого-то в суд за распространение клеветы, то её чувства я понимаю. Это, блин, не борьба за влияние в феминистской среде, а нормальная реакция на дезинформацию. У нас некоторые привыкли, что можно с пафосом писать что угодно про кого угодно, а если человек возмущается в ответ, то значит, «рыльце в пушку» и «хочет свой кусок пирога».
Некоторые говорят, что Манижа на «Евровидении» — это некий пропагандистский ход России как государства и политического режима с целью улучшения имиджа таким точечным образом, своего рода токенизм. Но, во-первых, Манижа — персона самостоятельная, свои взгляды она не скрывает и продвигает уже не первый год. Во-вторых, она сама давно хотела поучаствовать в конкурсе и заявилась в этом году в самый последний момент по собственной инициативе. В-третьих, победительницу отбора определяли зрительским голосованием, а не по указке сверху. В-четвёртых, произошедшее в любом случае несёт позитив и радость куче людей, даже если это чем-то косвенно и выгодно условному Кремлю. «Первый канал», конечно, старался использовать Манижу в своих интересах, но она не слишком-то активно поддавалась. Когда у неё брали интервью в прямом эфире сразу после конкурса, Манижа начала разговор со своей повестки. Кроме того, самые прогрессивные элементы её взглядов и творчества они старались не особенно выделять, потому что эти вещи несколько противоречат «генеральной линии». «Первый канал» каждый год изображает патриотизм и призывает «болеть за наших» на «Евровидении». Они вынуждены будут так делать, даже если от России, вопреки противодействию всех сил, поедет открытая лесбиянка, выступающая за возвращение Крыма Украине, — просто станут, потея, замалчивать некоторые факты.
Ещё звучат слова о том, что якобы Манижа каким-то образом косвенно укрепляет российское имперство или предполагает признание субъектности разных народов России через «русскость». Опять же какие-то критические моменты здесь имеют право на существование, но в целом не могу согласиться. Песня называется Russian Woman, что можно перевести и как «русская женщина», и как «российская женщина». На англоязычном Западе под Russians обычно имеют в виду всех, кто живут в России. Плюс в песне и её визуальном оформлении (взять хотя бы знаменитое платье) явно прослеживается, что она подразумевает всех женщин, всех россиянок. Манижа как раз пытается снять эту привязку российскости к титульной русскости. Ей следовало написать песню «Таджикская женщина» и с ней выступать от России? Где и когда конкретно было видно, что Манижа сознательно работает именно в имперском дискурсе?
Она почти всю жизнь живёт в России и потому идентифицирует себя с этой страной в большей степени, чем с Таджикистаном, где родилась, хотя при этом и отмечает, что не принадлежит ни одной земле, не мыслит в категории «родина». У неё есть на эту тему песня «Недославянка», где она рефлексирует над своим половинчатым статусом недославянки-недотаджички (везде она не совсем «своя»). Само выступление таджички в качестве «русской» уже размывает многие укоренившиеся представления. Трудно было бы на конкурсе, который является подчёркнуто страно-центричным, представить всю палитру во всей широте без какой-то общей идентификации. Как ещё назвать на английском языке всех женщин, живущих в России, не прибегая к длинным, формализованным спискам? Также, вероятно, здесь была некая игра с европейским стереотипным образом Russian women. Ну и, конечно, наличие разнообразных проблем и бед внутри России и со стороны России вовне не отменяет того прогрессивного посыла, который пытается доносить конкретно Манижа, которая сама ни в чём не виновата.
Мне кажется, иногда звучит социально-политическая критика, которая строится на конспирологической «подозрительности», пусть и из благих побуждений. Интенцией является вскрытие каких-то глубинных механизмов и смыслов, а на выходе порой получается что-то очень похожее на классические теории заговора. А вдруг за этим кто-то стоит? А вдруг этого никто не видел? А вдруг она льёт воду на мельницу высших сил? А вдруг за текстом этой песни скрывается империализм? А вдруг она скрывает свои истинные взгляды? А вдруг её назначил лично Путин? И т.п.
0 комментариев:
Отправить комментарий