Текст взят из следующего издания: Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова при участии Т.А. Дмитриева. Ин-т философии. — М.: Культурная революция, 2009.
Автор статьи: Максим Фетисов.
НОВЫЕ ЛЕВЫЕ (англ. New Left) — понятие, используемое для обозначения интеллектуального и социального движения в ряде стран Западной Европы и в США в 1960-1970-е гг. Само наименование «н.л.» связано с критическим отношением к «старым левым», представленным традиционными социалистическими и коммунистическими партиями. На формирование движения н.л. решающее влияние оказали такие исторические события, как разоблачение «культа личности» Сталина, события 1956 в Венгрии, деколонизация и антиимпериалистическая борьба стран «третьего мира», кубинская революция и война во Вьетнаме, маоизм и раскол в мировом коммунистическом движении и связанная с ними китайская «культурная революция».
Согласно основной идеологической установке н.л., традиционная политика освобождения, ориентирующаяся на привычные формы партийной политики и рабочего движения, полностью обанкротилась, поскольку не отражает новых общественных реалий, и ей на смену должна прийти политика общественных движений, связанная с борьбой за права не только рабочего класса, но и других слоёв населения, тоже являющихся угнетёнными: женщин, расовых, национальных и сексуальных меньшинств, студентов и безработных.
К основным фигурам, заложившим теоретические основы движения н.л., можно отнести французского писателя и философа-экзистенциалиста Ж.-П. Сартра, основателей «Ситуационистского Интернационала» Ги Дебора и Рауля Ванейгема, теоретика освободительного движения в «третьем мире» Франца Фанона, американского социолога Чарльза Р. Миллса и, наконец, франкфуртскую школу в лице таких фигур, как Т. Адорно и Г. Маркузе. Последний в своих книгах «Эрос и цивилизация» (1955) и «Одномерный человек» (1964) разработал концепцию организованного капитализма как общества тотального отчуждения, в котором действие механизмов массового потребления и массовой культуры нейтрализует всякую возможность организованного антикапиталистического сопротивления, и поэтому носителями антисистемного действия могут быть только различные маргинальные социальные группы, ещё не полностью интегрированные в общественную тотальность: студенты, безработные, меньшинства. Идея борьбы не просто за конкретные права, но и против общества отчуждения в целом обеспечила небывалую популярность идеям Г. Маркузе в среде н.л.
Своего наивысшего пика движение н.л. достигло к к. 1960-х — сер. 1970-х гг. В США оно приняло формы антивоенного движения и борьбы за гражданские права, во Франции это был «красный май 1968», в Италии — очень влиятельное вплоть до середины 1970-х гг. автономистское движение. Некоторые совр. исследователи, напр. А. Негри, сами в прошлом принадлежавшие к н.л., связывают появление и подъём движения с кризисом организованного капитализма в его фордистской фазе, основанной на массовом производстве и потреблении. Этот кризис и сопровождавшие его массовые выступления вынудили капитализм перейти к масштабной реструктуризации и к следующей, постфордистской фазе развития, политическим выражением которой стал неолиберализм.
К к. 1970-х гг. движение н.л. практически прекратило своё существование, а его наиболее активные представители стали либо частью политического и интеллектуального истеблишмента («Новые философы» во Франции), либо перешли к открытой вооружённой борьбе и террору (РАФ в Германии, «Красные бригады» в Италии). Его остатки существуют и по сей день в лице сторонников т.н. «политики идентичности», направленной на защиту прав разнообразных меньшинств, экологических движений и т.п. Продолжают сохранять значительное влияние и некоторые издания, основанные в своё время как рупор н.л., напр. английский журнал «New Left Review».
Дополнительная литература:
Алексей Цветков. Иконы новых левых
Александр Тарасов. Фрагмент книги «Левые в России: от умеренных до экстремистов», в котором излагаются основные идеи и понятия новых левых
0 комментариев:
Отправить комментарий