Статья, опубликованная в газете «Сидней Монинг Геральд» 29 марта 2013 года. Авторка: Шанта Рау Баррига (исследовательница и защитница прав инвалидов в международной правозащитной организации «Human Rights Watch»). Перевод мой (если заметите неточности или ошибки — не стесняйтесь сообщать). Оригинал можно прочитать, например, здесь.
Энджеле было 11 лет, когда австралийский суд постановил удалить её матку. Почему? Потому что у Энджелы синдром Ретта, неврологическое расстройство, приводящее в результате к тяжёлым интеллектуальным и физическим нарушениям, и эпилепсия. Судья решил, что провести гистерэктомию — в её «наилучших интересах» (юрид. термин «best interests» — прим. переводчика).
Решение завести семью — глубоко личное, и в наше время его часто принимают в более позднем возрасте, нежели это делало поколение наших бабушек и дедушек. Немногие из нас начинают думать о планировании семьи в возрасте 11 лет, не говоря уже о возможности самостоятельно принимать жизненно важные решения касательно наших будущих репродуктивных потребностей и желаний.
Однако у девочек-инвалидов возможность иметь детей отбирается ещё до того, как они достигнут возраста, в котором смогут зрело обдумать важность этого решения. В Австралии, как и во многих других странах, родители девочек-инвалидов могут обращаться за судебными постановлениями, чтобы разрешить тем самым принудительную стерилизацию своего ребёнка, даже совсем юного. Законы по-разному относятся к людям-инвалидам, и суды властны принимать решения, которые приведут к судьбоносным последствиям для жизней этих людей.
Во многих делах, которые попадают в суды, обоснования стерилизации не связаны со злонамеренностью и не обусловлены болезнями детей. Родители девочек с ограниченными возможностями сталкиваются с необходимостью принятия трудных решений, относящихся к вступлению их детей в период половой зрелости и менструаций, — и решение о стерилизации не из тех, что принимаются легко. В деле Энджелы доктора отмечали возможное влияние менструации на её эпилепсию — она одно время страдала от анемии во время менструации.
Но не все факторы, принятые во внимание судом, были связаны только лишь с самой Энджелой. Улучшение положения матери Энджелы, которой не пришлось бы больше заниматься менструацией дочери, и аргументы относительно иных аспектов бремени, которое несёт её семья, принимались в расчёт. И хотя решение было основано в конечном счёте на медицинских показаниях, стерилизация для маленькой девочки — это радикальное вмешательство.
Насильственная стерилизация женщин и девочек с ограниченными возможностями — это форма насилия в отношении женщин, которая должна быть прекращена. В последнем отчёте, посвящённом людям-инвалидам в контексте охраны здоровья, специальный докладчик ООН по проблеме пыток Хуан Мендез обозначил насильственную стерилизацию как акт насилия, форму социального контроля и нарушение права не быть подвергнутым пыткам и другому жестокому и бесчеловечному обращению.
Стерилизация не является заменой правильному обучению основам планирования семьи, использованию обратимых мер контрацепции и поддержке во время менструации. И правительство играет ключевую роль при рассмотрении этих моментов.
Комитет Сената по общественным делам осуществляет запрос по поводу практики принудительной и насильственной стерилизации людей-инвалидов в Австралии. Для законодательной власти важно признать, что права женщин и девочек с ограниченными возможностями иметь детей не должны отбираться у них из-за ложных убеждений относительно регулирования менструального цикла, «бремени», которое ложится на семьи инвалидов и общество, или их способности растить детей.
Правительству следует представить законопроект, запрещающий принудительную или любую другую форму стерилизации девочек в возрасте до 18 лет, за исключением тех случаев, в которых существуют серьёзные угрозы здоровью и жизни.
Каждая женщина и девочка имеет право на неприкосновенность тела, безотносительно к их инвалидности. Каждая девочка должна иметь возможность стать матерью, когда вырастет. Это не вопрос возможности, это — вопрос права. Энджеле сейчас около 15 лет, и в её случае уже слишком поздно что-либо изменить. Но ни одна другая девочка не должна лишаться возможности делать выбор до конца своей жизни только из-за того, что имеет инвалидность.
0 комментариев:
Отправить комментарий