Добро пожаловать, уважаемые гостьи и гости!

Вы попали в личный блог, в котором я, Кира, публикую сообщения обо всём, что меня интересует. Название это появилось не случайно, а было нав...

02 декабря 2012

Женщина тоже геймер

Автор: Богдана Серебриян

Последнее обновление: 21 января 2013 года (по рекомендациям феминисток и феминистов исправлены двусмысленности и ляпы, кое-что дополнено).

На прошедшей недавно игровой выставке «Eurogamer Expo» произошла скандалёзная и очень показательная история. Мероприятие решил посетить видеоблогер Олажиде Олатунжи по кличке KSI, известный своими роликами из серии «Being Awkward», в которых он ставит незнакомых людей в крайне неудобные положения. В нашем случае данный персонаж занимался, в частности, тем, что оскорблял booth babes (промо-моделей) ради шутки, «лулзов»: одну из моделей он назвал «Massive Tits»; другой решил засунуть голову между грудей, чтобы изобразить мотолодку; у случайной посетительницы выставки он спросил: «What are you doing not fingering yourself?». Поведение этого человека крайне омерзительно, но, к глубочайшему сожалению, оно выражает определённый, довольно популярный в геймерской среде, образ мыслей, находит серьёзную поддержку среди зрителей. К счастью, организаторы выставки хотя бы догадались забанить KSI и не пускать его на все будущие мероприятия.
Давайте задумаемся, что вообще из себя представляет феномен booth babes на игровых выставках? Это механическое присовокупление к каждой рекламной витрине внешне привлекательных, полуобнажённых девушек от 18 до 20 с лишним лет для привлечения внимания к стенду и косвенного, искусственного повышения ценности продаваемого продукта. Вероятно, особенно хорошо этот метод влияет на бессознательное мальчиков пубертатного возраста, которые составляют приличную часть целевой аудитории игровых корпораций. Оскорбление, щупанье девушек-моделей часто воспринимается не как что-то из ряда вон выходящее, а как нечто естественное.
Подобное отношение обозначается термином «овеществление» (по-другому — реификация). Женщины-модели на игровой выставке рассматриваются как вещи, объекты, выполняющие определённую рыночную, маркетинговую функцию — отсюда вытекает соответствующее отношение («Они стоят здесь, чтобы продавать игры и развлекать нас!»). Человеческая сущность и человеческое существование испаряются — женщина превращается в товар, наподобие коробочки с диском или рекламного баннера. Феномен booth babes — это, безусловно, позор игровой индустрии! Очень хочется верить, что в ближайшие годы мы сможем преодолеть этот отвратительный пережиток прошлого в масштабах всего мира. Поведение же в духе KSI не может быть оправдано ни «лулзами», ни «откровенными» нарядами девушек — ничем.
Но давайте копнём ещё глубже. Кого самые серьёзные издатели самых серьёзных видеоигр зачастую считают главной целевой аудиторией своих «хардкорных» (т. е. наиболее продвинутых и сложных) продуктов? Примерный образ выглядит так: живущий в мрачном помещении прыщавенький юноша-«задрот» (т. е. теряющий связь с реальным миром фанатичный молодой игрок мужского пола почти без личной жизни) с синдромом графа Дракулы (т. е. пугающийся дневного света) и синяками под глазами! Кого в нашем обществе стереотипно считают «типичными геймерами»? Аналогичный образ, по большому счёту! Но разве это нормальная картина, отражающая реальное положение вещей? К примеру, устроенные в жизни взрослые люди обоих полов (имеющие образование, работу, семью), как одна социальная страта, и женщины самых разных возрастов — как другая, зачастую попросту выпадают из данного самовоспроизводящегося стереотипа. Данные логические классы будто бы не могут, не должны являться полноценными подмножествами множества «геймеры». Состоявшемуся в жизни человеку любого пола якобы «некогда развлекаться»; «настоящая женщина», находясь дома, якобы обязана посвящать себя в первую очередь кухне, мужу, детям и прочим неоплачиваемым делам, а не «игрулькам» (частенько именно из-за этого женщины и не играют толком — просто не остаётся достаточно свободного времени или сил на такого рода хобби, развлечения).
Женщин чаще всего вообще не рассматривают в качестве «хардкорных» игроков. «Этот шутер (игра-стрелялка — прим. автора) создан для настоящих мужчин!» Иные маркетологи пытаются выстраивать целый подсегмент рынка с «женскими» жанрами и «женскими» играми, основываясь, конечно же, не на данных науки, а на патриархальных стереотипах. В итоге мы слышим такие мнения: «The Sims» — это игра для девчонок!», «Социальные игры очень любят домохозяйки и офисные работницы», «Казуальные игры (т. е. предназначенные для широкого круга пользователей — прим. автора) позволяют приобщать к геймингу ваших подружек!» Узнаёте птицу по полёту? Это же традиционное для капиталистических корпораций стремление разделять да властвовать — поддержание патриархата и патриархальных стереотипов в данном случае как нельзя кстати.
Разумеется, этот процесс является двусторонним, диалектическим, и сами молодые женщины начинают верить в подобные бредни, подстраивать личные вкусы под сегментацию рыночных маркетологов вопреки собственным чувствам, склонностям. Если же очистить общественные отношения от подобной дремучей шелухи, вытащить наружу уникальную личность каждого конкретного геймера вне зависимости от пола, гендера, то выяснится: некоторые мужчины (и юные, и взрослые) тоже вполне любят «The Sims» или, скажем, «Animal Crossing» — и в этом нет ничего постыдного; некоторые женщины тоже любят кровавые стрелялки и запутанные стратегии, а не предназначенные «специально для девочек» приключения кукл Барби или квесты (приключенческие игры с обилием загадок и головоломок) про Нэнси Дрю; женщины тоже любят, умеют играть, тоже могут быть «хардкорщицами» и не становятся от этого некой ходячей карикатурой, «испорченными, мужиковатыми задротками» («мужиковатые» — это разве что-то плохое?) из антифеминистского стереотипа, навязывающего геймершам в обязательном порядке традиционный образ «женственности» (девочка-геймер, ведущая себя, словно мальчик-геймер, — это же катастрофа и сотрясение основ в глазах профессиональных мачо-«задротов»), но обретают себя, раскрывают ещё одним способом собственную личность.
Много ли вы вспомните примеров авторитетных, хорошо известных в русскоязычной геймерской среде женщин? Навскидку: Полина Малахова, Света Круцких… Их не так много, как мужчин ровно потому, что для них не были созданы аналогичные социокультурные условия. Да даже в самой игровой индустрии, в среде разработчиков наблюдается явный дефицит женских кадров (определённые профессии продолжают считаться «неженскими» или «не совсем женскими»). Если брать сетевые сообщества, то видно, как некоторые девушки банально стесняются на игровых форумах, а юноши не продвигают их, не обозначают женское представительство как норму, продолжают произносить явные и неявные оскорбления, консервирующие дискриминацию («Ты неплохо играешь в «Couter-Strike»… для девчонки»).
Напоследок расскажу вам о широко известном примере перевёрнутости с ног на голову. Знаменитая серия «Tomb Raider» является в сущности одной из самых феминистских в игровом мире. Главная героиня — сильная, независимая, самостоятельная, образованная, состоявшаяся в жизни женщина (правда, аристократка, если вводить классовую составляющую), которую герои-мужчины воспринимают как равную себе. Замечательный, казалось бы, посыл, но… при производстве первой части серии кто-то вмешался и предложил сексисткую мысль: многократно увеличить грудь Лары Крофт — после чего игру естественным образом начали позиционировать на рынке как продукт, привлекательный для сексуально созревающих или созревших юношей. Многие ли женщины увидели феминисткий подтекст игры, стали в связи с этим преданными фанатками сериала? Многие ли мужчины всерьёз размышляли над феминистским образом Лары? Есть над чем подумать.
Игры делаются по-преимуществу мужчинами и для мужчин; женщин-героинь первого плана в играх относительно мало; женщины в игровых мирах очень часто символизируют собой патриархальные, сексистские стереотипы; и прочее, прочее… Исправлять этот серьёзный перекос очень трудно, но жизненно необходимо. Женщин, играющий в видеоигры, всё ещё недостаточно много, несмотря даже на тот факт, что в последние годы гендерное расслоение геймеров медленно начинает выправляться.
Уважаемые женщины, молодые и не очень, не стесняйтесь играть, если хочется, не стесняйтесь играть именно в то, что больше нравится, — никаких запретных игр «только для мужчин» нет, хотя абсолютное большинство игр и создаются именно для них, без учёта ваших интересов и почти без нормальных героинь, с которыми вы могли бы себя ассоциировать. Не принимайте навязываемую, карикатурную роль так называемой «девушки-геймера» (girl gamer).
Разработчики, издатели, маркетологи, пиарщики, игрожуры, «хардкорщики» и «задроты», помните: женщина тоже геймер!

P. S. Для тех, кто заинтересован в дальнейшем изучении вышеизложенной проблемы и умеет читать по-английски, могу порекомендовать замечательную научно-популярную статью из «Википедии»: Women and video games.

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, я перешла сюда по ссылке из жж феминисток. Вы смешиваете геймеров и ПРОгеймеров, мне кажется это глубоко ошибочным. Эти две категории существуют по совершенно разным законам и даже редко пересекаются. Прогейминг(исключая прогеймеров, привлекаемых только деньгами) в определенной степени является чистой пиписькомеркой, всех "поиметь", всех "нагнуть", стать самым крутым. А это же классика патриархального дискурса, отсюда имеем такой зашкаливающий градус и приток людей, с определенным содержимым головы.
    В среде просто геймеров, играющих ради самого процесса и получения от него удовольствия, градус мизогинии сравнительно ниже. Если отбросить подростков, то он будет точно таким же, как и вообще в обществе, в то же время в прогейминге он заметно выше и аж с гордостью выставляется напоказ.
    Разделение, кстати, будет и по жанрам. Но там несколько более сложные зависимости и причины.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, я понимаю, что существуют разные игроки, разные категории людей, интересующихся играми. Вопросы, поднятые в данном тексте, не были раскрыты мной глубоко и всесторонне, потому что статья задумывалась как всего лишь введение в проблему. Безусловно, тема шире, поэтому я и порекомендовал обращаться к «Википедии» за дополнительными подробностями — соответствующая публикация там написана очень хорошо.
      Нужно отметить, что я смотрю на эту тему не только со стороны геймеров, но и со стороны разработчиков, издателей, игрожуров и так далее, то есть беру индустрию в целом, в широком смысле. Разумеется, вне «тусовки» градус мизогинии ближе к среднестатистическим показателям. Тем не менее, проблема ведь не только в мизогинии, но и в гендерном неравенстве, гендерных стереотипах и прочем. К примеру, до сих пор процент женщин-игроков меньше процента мужчин-игроков даже в тех обществах, где женщин в целом больше, чем мужчин.
      Да, с жанрами всё непросто, серьёзное обсуждение этого момента предполагает в том числе выбор одного из двух основных гендерных подходов (могут ли существовать специфически женские жанры, или это принципиально ложная постановка вопроса?), обращение к общей критике игровой индустрии.

      Удалить
    2. Анонимный29/12/12 01:18

      Играю в игры давно, последние четыре года сижу в WoW. Первая мысль, которая возникает после начала чтения текста - ктовсе эти люди? Известный-неизвестный блоггер, Полина Малахова и Света Круцких - кто это такие? Для кого эта статья - для широкого круга читателей или для какой-то узкой тусовки, в которой эти личности являются известными?
      А так тема хорошая и важная.

      Удалить
    3. Спасибо, eovin1.
      Статья, конечно, писалась с некоторым прицелом в уме на геймерскую «тусовку» и феминистское сообщество, но, в принципе, должна быть в целом понятна и широкому кругу читателей, потому что носит вводный, поверхностный характер. Упомянутый видеоблогер известен больше на Западе, а не у нас; упомянутые для примера девушки более или менее известны в российской околоигровом пространстве, но, увы, не слишком широко (женщин с известностью уровня Фелиции Дэй или Джессики Чобот в наших краях пока ещё нет — и это очень печально).

      Удалить
    4. Спасибо за вашу подробную статью и ссылку в конце. Никогда раньше не видела статистики соотношения полов среди геймеров.

      Удалить
    5. Вам спасибо за чтение и отзыв! ^_^

      Удалить