Добро пожаловать, уважаемые гостьи и гости!

Вы попали в личный блог, в котором я, Кира, публикую сообщения обо всём, что меня интересует. Название это появилось не случайно, а было нав...

30 сентября 2012

Трёхступенчатая программа интерпретации художественного произведения Эрвина Панофски

Источник: Ксавье Барраль-и-Альтэ (пер. с франц. Н. Ю. Лебедевой). История искусства / Histoire de l'art. М.: Астрель, АСТ; 2008 (Presses universitaires de France, 1989).

Эрвин Панофски (1892—1968). Историк искусства, получивший образование в Англии под руководством Аби Варбурга. Впоследствии переехал в Соединённые Штаты. В 1939 году опубликованы «Очерки иконологии», посвящённые иконографии на последней стадии интерпретации с использованием трёхуровневого анализа: первичное, или натуральное значение, являющееся предиконографическим описанием произведения искусства; вторичное, или условное значение, или универсум специфических тем и концептов, воплощённых в образах, историях и аллегориях; истинное значение, или содержание, связанное с символическими ценностями.

Источник таблицы: Panofsky E. Essais d'iconologie. Paris: Gallimard, 1967.

История традиции

Объект интерпретацииАкт интерпретацииИнструментарий интерпретацииРегулирующий принцип интерпретации
Первичный, или натуральный сюжет: фактический; экспрессивный, образующий универсум художественных мотивовПредиконографическое описание (и псевдоформальный анализ)Практический опыт (знакомство с объектами и событиями)История стиля (анализ манеры в зависимости от различных исторических условий, объекты и события выражаются через формы)
Вторичный, или условный сюжет, составляющий универсум образов, историй и аллегорийИконографический анализЗнание литературных источников (знакомство с темами и специфическими концептами)История типов (анализ манеры, темы или специфических концептов в зависимости от различных исторических условий, которые выражаются через объекты и события)
Истинное значение, или содержание, составляющее универсум «символических» ценностейИконологическая интерпретацияСинтетическая наглядность (знакомство с основными тенденциями человеческого духа), обусловленная личной психологией и Weltanschauung (в пер. с нем. — «мировоззрение»)История культурных симптомов, или «символов» в целом (анализ манеры; присущей ей, в зависимости от различных исторических условий, основные тенденции человеческого духа выражаются через специфические темы и концепты)

0 комментариев:

Отправить комментарий