Источник: Ксавье Барраль-и-Альтэ (пер. с франц. Н. Ю. Лебедевой). История искусства / Histoire de l'art. М.: Астрель, АСТ; 2008 (Presses universitaires de France, 1989).
Эрвин Панофски (1892—1968). Историк искусства, получивший образование в Англии под руководством Аби Варбурга. Впоследствии переехал в Соединённые Штаты. В 1939 году опубликованы «Очерки иконологии», посвящённые иконографии на последней стадии интерпретации с использованием трёхуровневого анализа: первичное, или натуральное значение, являющееся предиконографическим описанием произведения искусства; вторичное, или условное значение, или универсум специфических тем и концептов, воплощённых в образах, историях и аллегориях; истинное значение, или содержание, связанное с символическими ценностями.
Источник таблицы: Panofsky E. Essais d'iconologie. Paris: Gallimard, 1967.
История традиции
Объект интерпретации | Акт интерпретации | Инструментарий интерпретации | Регулирующий принцип интерпретации |
Первичный, или натуральный сюжет: фактический; экспрессивный, образующий универсум художественных мотивов | Предиконографическое описание (и псевдоформальный анализ) | Практический опыт (знакомство с объектами и событиями) | История стиля (анализ манеры в зависимости от различных исторических условий, объекты и события выражаются через формы) |
Вторичный, или условный сюжет, составляющий универсум образов, историй и аллегорий | Иконографический анализ | Знание литературных источников (знакомство с темами и специфическими концептами) | История типов (анализ манеры, темы или специфических концептов в зависимости от различных исторических условий, которые выражаются через объекты и события) |
Истинное значение, или содержание, составляющее универсум «символических» ценностей | Иконологическая интерпретация | Синтетическая наглядность (знакомство с основными тенденциями человеческого духа), обусловленная личной психологией и Weltanschauung (в пер. с нем. — «мировоззрение») | История культурных симптомов, или «символов» в целом (анализ манеры; присущей ей, в зависимости от различных исторических условий, основные тенденции человеческого духа выражаются через специфические темы и концепты) |
0 комментариев:
Отправить комментарий