Добро пожаловать, уважаемые гостьи и гости!

Вы попали в личный блог, в котором я, Кира, публикую сообщения обо всём, что меня интересует. Название это появилось не случайно, а было нав...

09 августа 2024

Венесуэла и левые

Нынешнее государство в Венесуэле не является социалистическим. Перевела твиты по этой теме от Эдуардо Гонсалеса Куэвы. Ещё надо добавить, что там самое жёсткое на континенте антиабортное законодательство.

«Ключевой вопрос в том, является ли режим Мадуро социалистическим на самом деле. Все эти факты никакая не тайна.

1. Экономическая модель, базирующаяся на извлечении невозобновляемых ресурсов. При Чавесе и Мадуро Венесуэла никогда не переставала быть петрогосударством, полностью зависящим от экспорта нефти. Согласно данным ОПЕК, 86% экспорта — нефть. Если рентизм (экономика, которая существует за счёт ренты) — это социализм, то Саудовская Аравия — социалистическая страна.

2. Использование неолиберальных механизмов стабилизации. Венесуэльские прогрессистские активисты/ки уже на первом этапе пребывания Мадуро у власти предупреждали о неолиберальном пути, по которому пошла экономика. Пример: т.н. специальные экономические зоны.

3. Репрессии в отношении профсоюзов. Мадуро не терпит независимые профсоюзы. Все разговоры о «президенте рабочего класса» — пропаганда.

4. Репрессии в отношении коренных народов. Очевидным образом рентизм в Венесуэле привёл к повышению уровня насилия в отношении коренных народов и захвату их территорий.

5. Союз с консервативными евангелистами. Альянс Мадуро с консерваторами из евангелических церквей тоже весьма значимый (возможно, эту фишку он перенял у Ортеги из Никарагуа).

Список большой. Принимая всё это во внимание, единственная причина, по которой западные левые поддерживают Мадуро, — это кэмпизм, логика «враг моего врага — мой друг». И, возможно, ностальгия по Чавесу. Никакой социалистической логики там нет».

***

Дальше идут только мои слова. Большинство независимых левых в Венесуэле, включая диссидентствующих чавистов/к, выступают против нынешнего режима и т.н. «болибуржуазии», а власть их подавляет. В «Твиттере» уже несколько лет существует блог «Венесуэльские голоса», который создали независимые левые, чтобы транслировать на английском языке для международной аудитории свою позицию. Они не считают Мадуро ни социалистом, ни левым. В блоге сообщают политические новости, поясняют факты, которые за пределами Венесуэлы не все знают, и опровергают западных тэнкис, которые занимаются промадуровской пропагандой. Не утверждаю, что согласна с ними по любым другим вопросам, — просто информирую об источнике.

Вероятно, все помнят знаменитую чилийскую активистку Камилу Вальехо, лидерку студенческих протестов начала 2010-х. Сейчас она является министрессой правительства от Коммунистической партии Чили и тоже много лет критикует Мадуро, а после того, как он недавно узурпировал власть и начал репрессии, фактически провела аналогию с диктатурой Пиночета.

Немного интересных статей на английском, так как испанский в наших краях знает меньшее количество людей. В венесуэльской политике по-прежнему преобладает мачизм, однако ситуация постепенно меняется (The Ballot Is Men Only. But Venezuelan Politics Are Now Led by Women). В 2017 году венесуэлка Тошико Сакураи написала гневное обращение к испанским левым, которые считают, что лучше знают про ситуацию в её родной стране (Dear Spanish Left: I’m sick of you). Мирна-Паула Корвалан рассказывает, как международные левые бросили венесуэльский народ (How the International Left Abandoned the Venezuelan People). Цитата оттуда: «Уго Чавес и Николас Мадуро успешно смутили международных левых, поймав в их собственную ловушку — американоцентричный (США) анализ». Учёный, неовеберианец и участник организации Демократические социалисты/ки Америки Дэвид Смилд рассказал в интервью про политическую ситуацию в Венесуэле последних лет и про то, как можно с левых позиций оппонировать мадуровской власти (Can the Left Support Resistance in Venezuela Without Promoting US Hegemony?). Мигель Соранс, представляющий аргентинскую секцию троцкистского Четвёртого Интернационала, выражает позицию, что Мадуро не является социалистом и антиимпериалистом (Maduro is neither a socialist nor an anti-imperialist). Йолетти Брачо общалась перед украденными выборами с венесуэльскими левыми и изложила их мысли (Venezuela’s Diverse Lefts Need Internationalist Solidarity). Политическая беженка из Венесуэлы Андреа Касик рассказала о том, с чем она столкнулась со стороны прогрессистов/к (и/или тэнкистов/к), когда стала учиться в американском колледже (Venezuela According to U.S. Campus Leftist Paternalism).

***

Интересные факты из истории Венесуэлы

Некоторые, вероятно, думают, что нефтедобыча в Венесуэле сейчас полностью национализирована, но это далеко не так. В 1976 году в стране произошла национализация и создание нефтяной госкомпании (PDVSA). Однако в 1992 году началась частичная приватизация, которую не откатили до сих пор. На месторождениях стали создавать совместные предприятия со смешанным капиталом (венесуэльская госкомпания + частные иностранные корпорации), а некоторые даже полностью отдали частному капиталу.

Чавес не осуществил полную национализацию — он провёл лишь частичную в 2007 году. Тогда госкомпания получила долю во владении месторождениями, которые ранее были исключительно в частных руках. Также установили обязательную долю государства во всех проектах отрасли в размере 60%. Вплоть до 40% каждого месторождения по-прежнему принадлежали частному капиталу. С условиями экспроприации не согласились только две компании — Exxon Mobil и Conoco. Они ушли из Венесуэлы и подали в международный суд.

Во времена Мадуро никакой национализации не было — наоборот, началась ползучая приватизация, как в 90-е. Есть антиамериканская риторика, а есть бизнес. До 2019 года, когда ввели секторальные санкции, большую часть венесуэльской нефти продавали в США. В Штатах даже существует компания Citgo Petroleum, которая принадлежит венесуэльской нефтяной госкорпорации и занималась бизнесом в Америке. Только несколько лет назад её работу там заморозили санкциями.

Иностранные компании, такие как американская Chevron или российская «Роснефть», давно владеют долями в венесуэльских месторождениях. Chevron даже сейчас зарабатывает на Венесуэле — американское правительство сделало для них исключение в санкционной политике. Ещё много кусков государство отдало венесуэльским частным компаниям.

В Саудовской Аравии нефть полностью национализировали в 1981 году, в Мексике — в 1938 году. При этом вышеупомянутые страны не претендуют на статус социалистических. Ноам Хомский, как к нему ни относись, в своё время сказал, что, конечно, не считает венесуэльскую систему социалистической. Он назвал её госкапиталистической — и это похоже на правду. Причём неолиберализма в эпоху Мадуро становится всё больше.

***

Экономика Венесуэлы начала падать в 2013-14 годах после прихода Мадуро к власти. Он в том числе начал менять старые кадры Чавеса на своих ставленников. Плохие политические решения, плохой менеджмент, нехватка инвестиций — всего этого стало больше.

Когда начались проблемы, никаких зарубежных санкций ещё не было, и попытки свалить всё на них — враньё. Пакет финансовых санкций, который не нанёс большого удара, приняли в 2017 году. А пакет более серьёзных — секторальных — санкций ввели в 2019-20 гг.

На эту тему за минувшие годы было немало экономических исследований, авторы которых приходили к разным выводам (подробная статья What Does The Evidence Actually Say About Sanctions on Venezuela?). Основная проблема в том, что бывает трудно отделить ошибки и коррупцию властей от внешних влияний. Ослабление санкций, которое началось в 2023 году, не привело к улучшению. Они, безусловно, повлияли на экономику, но скорее как дополнительный фактор. Опыт Ирана и России показывает, что экономические санкции в глобальном плане не слишком результативны, — оба этих государства изолированы сильнее, но продолжают продавать нефть успешнее венесуэльского.

Рафаэль Рамирез, который во времена Чавеса работал и министром по нефтяным делам, и главой нефтяной госкорпорации (при Мадуро его убрали), в 2021 году писал, что нефтяная отрасль Венесуэлы была разрушена плохим менеджментом и ужасными политическим решениями — это привело к разрушению экономики (статья The Venezuelan Oil Industry Collapse: Economic, Social and Political Implications). Кризис рукотворный — в нём виноват режим Мадуро, а не мировые заговоры. Рамирез, конечно, в оппозиции к нынешней власти, как и многие бывшие чависты/ки.

0 комментариев:

Отправить комментарий