Сколько-то лет назад одна англоязычная авторка написала «разоблачительный» текст о том, что, дескать, либеральный мейнстрим вас обманывает, потому что феминизм не «за равенство», а «за женщин». Потом его перевели на русский. И вот становится всё больше людей, которые пишут посты и твиты в подобном ключе, стараясь опровергнуть некий миф. Кажется, что некоторые готовы поддерживать любые, даже достаточно странные, высказывания, если они направлены против общепринятых понятий и пропитаны «разоблачительским» духом.
Один из аргументов звучал так: мы не хотим занимать такую позицию, которую занимают мужчины при патриархате, нам не нужно «право насиловать» и т.п. Но это же очевидные ошибки с точки зрения социально-политической философии! Совершенно не требуется рассматривать позицию «патриархатный мужчина» в качестве идеала. Также не существует никакого «права насиловать». Это нарушение закона, этических норм, это есть то, что по-английски звучит как use of power («использование власти») или abuse of power («злоупотребление властью»). Да, такие формы насилия часто нормализованы на властном, культурном или даже конкретно юридическом уровне (хотя последнее в XXI встречается уже реже), но с точки зрения большинства теорий справедливости ни у кого нет «права насиловать». Можно, конечно, придумать концепцию, в рамках которой будет прославляться насилие как всеобщая необходимость, — «естественное состояние» Гоббса в качестве цели или фашистское «право сильного», но адекватные люди сейчас так не рассуждают точно.
Между понятиями «равенство» и «борьба за женщин» нет принципиального противоречия. Движение к равенству как раз предполагает лишение власти мужчин, уничтожение угнетения женщин и наделение их всеми необходимыми возможностями для установления справедливости. Идея равенства предполагает какое-то понимание справедливости, а если кто-то хочет защитить неравенство в качестве легитимного, то его придётся оправдывать именно перед лицом справедливости. Понятие «равенство» не противоречит тому, что феминизм — это про женщин и за женщин.
Равенство — это непростое понятие, которое обретало разные смыслы. Исходным принципом можно считать т.н. формальное равенство, когда к людям относятся одинаково в схожих ситуациях и условиях. Далее над этим принципом уже надстраиваются различные модели и концепции равенства, реализующие те или иные ценности, теории справедливости или заботы. Это может быть равенство перед законом (равноправие), равенство стартовых возможностей, равенство условий, коррекционное уравнивание результатов, равенство распределения ресурсов, равенство в удовлетворении интересов и потребностей, равное вознаграждение, кантовский практический принцип («следует относиться к человеку как к цели и никогда — только как к средству»). Феминистская теория тоже внесла огромный вклад в разработку данного понятия. Например, в рамках условного общеполитического либерализма может быть такое понимание: все должны иметь равные стартовые возможности для самореализации и отсутствие несправедливых барьеров, а уж чего достигнут конкретные люди в итоге — зависит от них.
Таким образом, феминистское равенство вовсе не обязательно про то, что все — одинаковые, как атомы, вне зависимости от социальных условий и других факторов. И не про то, что мужская позиция в патриархатном обществе и маскулинные ценности — это обязательно идеал и желаемая норма. И не про то, что нужно защищать права бедных мужчинок (для этого есть более широкое понятие «эквализм», предполагающее борьбу с ущемлением любых людей; феминизм — частный случай эквализма, нацеленный именно на борьбу за женщин). Внутри феминистской теории было много интерпретаций. Для кого-то предпочтительны в качестве идеала феминные ценности. Да, есть феминизмы различия, которые акцентируют неодинаковость мужчин и женщин, выше ценят «женское» — это прекрасные течения, и они вовсе не обязательно противоречат идее равенства, равноправия. Кто-то писала о том, что особые потребности, которые есть у женщин, нуждаются в особом подходе (например, бесплатный доступ к прокладкам/тампонам/менструальным чашам). Так что равенство совсем не обязательно должно означать, что абсолютно всем выдают на завтрак одинаковые тарелки с одинаковой кашей.
0 комментариев:
Отправить комментарий