Добро пожаловать, уважаемые гостьи и гости!

Вы попали в личный блог, в котором я, Кира, публикую сообщения обо всём, что меня интересует. Название это появилось не случайно, а было нав...

13 июля 2014

Интервью со мной для сайта РСД о феминизме

Термин «женский вопрос» звучит, мягко говоря, не очень хорошо, но такой ракурс был задан авторкой проекта.

1. Актуален ли сегодня, на ваш взгляд, женский вопрос в мире?

Очень странно, что у кого-то могут быть сомнения в том, что женский вопрос всё ещё очень актуален в нашем мире. Приведу несколько простых, но красноречивых примеров (данные ООН):

— Зарплата женщин за одну и ту же работу в среднем в мире на 17 процентов ниже зарплаты мужчин.
— Женщины выполняют 66% всей работы в мире, производят 50% еды, но при этом получают только лишь 10% всех доходов и владеют всего лишь 1% собственности.
— В некоторых регионах женщины составляют 70% трудовой силы в сфере сельского хозяйства и производят более 90% еды, однако никак не участвуют в принятии решений, связанных с распределением бюджета.
— Если взять среднее расстояние до Луны как 394400 километров, то все южноафриканские женщины вместе взятые проходят расстояние равное 16 полётам до Луны и обратно каждый день только для того, чтобы принести домой воду.

До сих пор в наших обществах существуют:

— Системное угнетение женщин мужчинами, женоненавистничество, оправдываемое биологией, экономической необходимостью или культурными традициями.
— Исторически сконструированное понятие социального пола (гендера), которое накрепко связывается с биологическим полом и навязывает произвольные и вредные модели должного поведения, общественные и культурные стереотипы, которые формируют ожидания людей.
— Половая/гендерная иерархия (неравенство), предполагающее господство, привилегии для одних и подчинённое положение, отсутствие тех же привилегий для других.
— Несправедливость в распределении ресурсов (экономических, властных и многих других) в рамках гендерной иерархии.
— Специфическое гендерное насилие и проявление агрессии по отношению именно к людям, идентифицируемым в обществе в качестве женщин.

К сожалению, до сих пор, в XXI веке продолжает функционировать патриархат — система экономического, политического и культурного господства мужчин над женщинами, которая воспроизводит общества, заточенные под мужчин, подчинённые и выгодные им (в том числе материально). Даже в странах, добившихся значительных результатов в деле борьбы за гендерное равенство и потому часто ошибочно называемых «странами победившего феминизма», — таких, как, например, Нидерланды, Швеция, Дания — положение продолжает оставаться далёким от желаемого по многим параметрам.
Тот факт, что данный вопрос продолжает задаваться, уже косвенно говорит о том, что он всё ещё актуален.

2. Актуален ли сегодня, на ваш взгляд, женский вопрос в России?

Как уже было сказано выше, в нашем мире не существует так называемых «стран победившего феминизма», поэтому в России, разумеется, женский вопрос также актуален. Особая специфика здесь заключается в том, что реформы в этой сфере, проводившиеся во времена рождения советской России и СССР, первого социалистического / рабочего / госкапиталистического (нужное подчеркнуть) государства, принесли определённые положительные плоды, хотя и были задавлены реакцией уже к 30-ым годам XX века. В итоге, к настоящему времени сложилась такая парадоксальная ситуация, когда некоторые относительно прогрессивные законодательно установленные положения и некоторые не самые ужасные социальные практики, доставшиеся по наследству от Советского Союза, сосуществуют с усиливающимся после окончания 90-ых годов (эпохи инициатив и надежд) реакционным, консервативным, открыто мачистским дискурсом во власти и культуре, биополитическими практиками, а также общим ухудшением экономического положения самых незащищённых социальных слоёв (в том числе, женщин) в последние десятилетия, что уже привело к деградации даже того сильно неидеального гендерного порядка, который существовал в позднесоветское и раннее послесоветское время.
Таким образом, женский вопрос в России актуален сегодня, во многих аспектах даже много более, чем в большинстве стран так называемого экономического Севера, а завтра, к сожалению, будет становиться ещё актуальнее.

3. Почему женский вопрос важен для вас лично?

Я серьёзно интересуюсь в теории и занимаюсь на практике феминизмом примерно с лета 2012 года. Потому что это очень важно, нужно и по-прежнему актуально сегодня, тем более в России; потому что освобождение всего общества от всех систем угнетения (кириархата) невозможно без эмансипации и включения большей его части; потому что интересы и проблемы женщин для меня являются самоценными, а не представляют собой лишь придаток в борьбе «за мировую революцию», как это зачастую принято в мачистских или маскулинных левых организациях, склонных к редукционизму и колониализму; потому что всю свою жизнь я подспудно очень не любила патриархат и маскулинность — в настоящее время я гораздо лучше себя чувствую в чисто женских компаниях, где, как правило, меньше агрессии, доминирования, обесценивания; потому что среди всей московской политической тусовки феминистки отличаются вниманием к самым невидимым проявлениям подавления, насилия, иерархий, дискриминаций и прочих нехороших вещей, уважением к чужим чувствам, эмоциям, опыту — с этими людьми комфортнее всего. Практически никто, кроме феминисток, системно не озабочены в нашем политическом пространстве (безотносительно к текущей конъюнктуре) проблемами сразу всех самых незащищённых и самых исключённых социальных групп — к примеру, детей, пожилых, людей с инвалидностью (в том числе ментальной), ВИЧ-положительных, мигрантов/мигранток. Именно в этой среде я смогла осознать, понять и принять некоторые свои идентичности, по-новому отрефлексировать прошлый и настоящий опыт.

4. Какие пути преодоления гендерных проблем вы видите?

Начнём с того, что решение гендерных проблем нельзя откладывать на потом, ожидая их автоматического снятия при «нормальной демократии» / развитом welfare state / диктатуре пролетариата / переходном периоде / социализме / анархизме / коммунизме — это проблемы, портящие жизнь и угрожающие жизни большей части нашего общества здесь и сейчас. Только лишь просветительская деятельность, стремление производить изменения в головах у людей — это уже здорово, однако недостаточно, на мой взгляд, эффективно и продуктивно. Можно, конечно, примириться с реальностью и свыкнуться с тем, что «при нашей жизни точно ничего лучше не станет», но, мне кажется, всё же стоит попытаться изменить этот мир, добиться перераспределения власти и собственности, а затем радикальной трансформации властных структур и экономических механизмов с последующим разрушением гендерных и всех прочих иерархий, господства мужчин, капитала и государства. Только изменение и уничтожение механизмов, воспроизводящих патриархат, приведёт к окончательным и бесповоротным изменениям в головах у будущих поколений людей.
Для достижения этих целей нам жизненно важен весь комплекс актуальных, адекватных и эффективных критических теорий и радикальных практик (например, квир-подход, если говорить о гендерной проблематике). В частности, нужно объединение актуальных, готовых к любого рода активизму российских феминисток для скоординированной социальной работы и совместной политической борьбы, которая приведёт к созданию мощного феминистского движения в России. Именно ради этого я и участвую сейчас в создании Российского феминистского объединения «ОНА», которое уже очень скоро начнёт свою официальную деятельность. Где бы вы не жили — присоединяйтесь к нам!

Интервью брала Маша Рахманинова. Урезанный и цензурированный вариант данного текста, представленный от лица человека мужского гендера, опубликован на сайте Российского Социалистического Движения:
http://anticapitalist.ru/analiz/zagender/aktualen_li_zhenskij_vopros_chast_vtoraya.html

0 комментариев:

Отправить комментарий