Текст взят из следующего издания: Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова при участии Т.А. Дмитриева. Ин-т философии. — М.: Культурная революция, 2009.
Автор статьи: Владимир Порус.
ЭССЕНЦИАЛИЗМ (от лат. essentia — сущность) — термин, которым К. Поппер обозначил установку в философии науки, сформированную убеждением в том, что конечной целью науки является познание «сущностей», лежащих в основе наблюдаемых явлений. Предполагается также, что эта цель достижима, т.е. научные теории, вполне раскрывающие эти сущности, являются истинными, и потому неизменными, а их рациональная критика невозможна. Э. восходит к рационалистической традиции Платона, он получил новую интерпретацию в эпоху Возрождения, став гносеологической предпосылкой науки у Г. Галилея и И. Ньютона. Новоевропейская наука, осознав себя единственно надёжным средством миропознания, создала метод рациональной реконструкции опытных данных, позволявший объяснять их как следствия из универсальных законов, выражающих «истину мира». Спор между рационализмом и эмпиризмом об основаниях человеческого познания в эпоху становления классической науки затрагивал методологическую сторону последней, но не её эссенциалистскую установку. Основы критики э. были заложены Д. Юмом и И. Кантом, а дальнейшее развитие методологии остро поставило вопрос о границах, пересечение которых превращает науку в метафизическую спекуляцию, лишённую прочной опытной основы. Э. противостоит позитивизм (от О. Конта до наших дней), отрицающий «сущности», нередуцируемые к наблюдениям, и инструментализм, рассматривающий научные теории как инструменты, помогающие связывать высказывания о явлениях отношениями выводимости, но оставляющий за рамками научного объяснения попытки установить такие отношения между высказываниями о «сущностях» и высказываниями о наблюдаемых явлениях. К. Поппер показал, что инструментализм и э. ограничивают рациональную критику как движущую силу научного познания: первый — тем, что делает бессмысленной идею эмпирического опровержения теории (инструменты не опровергаются, а лишь заменяются с изменением сферы их применимости), второй — тем, что предполагает окончательные объяснения. Эссенциалистское допущение о «скрытых сущностях», бесполезное с методологической т. зр., может оказаться тормозом развития науки, если превращается в догму, препятствует постановке новых проблем и выдвижению смелых гипотез. Однако оно не бессмысленно и, возможно, полезно, если относится к сфере вненаучных убеждений, напр., метафизических догадок, способных стимулировать научное творчество.
0 комментариев:
Отправить комментарий