Добро пожаловать, уважаемые гостьи и гости!

Вы попали в личный блог, в котором я, Кира, публикую сообщения обо всём, что меня интересует. Название это появилось не случайно, а было нав...

23 марта 2011

Краткое описание и оценка событий вокруг Ливии

Флаг Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии

Последнее обновление статьи: 27 сентября 2012 года.

Контрреволюционная революция

Начну со слов, которые предположительно произнёс Муаммар Каддафи: «События у нас кардинально отличаются от происшедшего в Тунисе, Египте, Йемене, Бахрейне, Катаре, Саудовской Аравии и прочих арабских государствах. В тех странах народ выступает против власти, а наш народ требует, чтобы у власти осталось революционное руководство». Даже если это всего лишь нацпатовская подделка, и он в действительности не говорил ничего подобного, мысль всё равно верная.
К сожалению, не только либеральная публика, но и большинство левых авторов рассматривают события, скажем, в Тунисе, Египте и Ливии как акты общей борьбы против тирании в пользу ценностей буржуазной демократии, в то время как в последнем случае речь скорее должна вестись о, выражаясь диалектически, контрреволюционной революции против потенциально более прогрессивного общественно-политического устройства (см. статью). Даже противники существовавшей в Ливии системы признают, что созданные в рамках проекта Джамахирии политические институты прямой демократии время от времени срабатывали, хотя и были в значительной степени деформированы и профанированы каддафистами. Приходилось слышать из уст даже антибуржуазно настроенных поборников свободы чересчур неадекватную, временами «почти либеральную» критику в адрес пусть далёкой от предполагавшегося идеала, пусть страдавшей от чудачеств, ошибок и даже преступлений вцепившегося во власть клана, но потенциально одной из самых демократичных (в изначальном смысле этого слова) политических систем существующего мира (см. пост) — общества исламского социализма, в теории базировавшегося на переработанных идеях Кропоткина и не только (см. статью 1, статью 2 и статью 3).
Разговоры о якобы пробуржуазной экономической и внешней политике «африканской Швейцарии» в последнее десятилетие демонстрируют лишь непонимание критиками реальной политики и заставляют вспомнить о дискуссиях, а также прагматичных политических решениях времён перехода Советской России к НЭПу и постепенного краха надежд на скорую мировую революцию (см. статью 1 и статью 2). Компромисс с буржуазией ради снятия экономической блокады, введённой в результате кровавой провокации и ложного обвинения Ливии в терроризме, — разве это крупная ошибка или предательство интересов трудящихся? Или, к примеру, взаимодействие ливийских секретных служб с ЦРУ в целях борьбы с «Аль-Каидой» на своей территории — это принципиальный шаг в неверном направлении? Известно, что гнилой антиамериканизм очень характерен для консервативных национал-патриотов, мимикрирующих под марксистов…
Некоторый недостаток информации о социально-экономическом и политическом положении страны до восстания почему-то компенсируется различными догадками и домыслами, соответствие которых реальности вызывает вопросы, а также разного рода манипуляциями, явными преувеличениями. Например, отсутствие у человека постоянной работы в Ливии, как это не парадоксально прозвучит, ещё не означало автоматически, что он был сильно недоволен этим фактом и пребывал в бедственном положении (в данном случае актуальна критика структурного иждивенчества). В целом же, более или менее значимые показатели из заслуживающих доверия наукообразных источников позволяют говорить о далеко не самом тяжёлом, особенно в масштабах Магриба или всей Африки, социально-экономическом положении страны перед социальным взрывом. Реальный масштаб нарушений прав человека, судя по информации международных правозащитных организаций, также не вполне соответствует искусственно созданной политиками и СМИ картине.
Разумеется, восстание 2011 года и все сопутствовавшие ему события так или иначе, в той или иной степени обусловлены процессами, протекавшими в экономике, политике, обществе Ливии в последние годы (по-другому и быть не может), поэтому говорить о классической контрреволюции и возвращении к старым укладам жизни и порядкам времён монархии, о которых ныне живущие или не знают, или уже благополучно забыли, конечно, нельзя, но результаты, в конечном итоге, вероятнее всего, ликвидируют старую социально-политическую и социально-экономическую системы, а вместе с ними те позитивные завоевания и потенции, что принесла революция 1969 года. Таким образом, термин «контрреволюционная революция» применительно к данной ситуации вполне актуален.

Массовая дезинформация

Ангажированность ведущих буржуазных СМИ всего мира, возглавляемых в данном случае катарской «Аль-Джазирой», при освещении событий в Ливии, конечно же, абсолютно не вызывает удивления (см. альтернативные информационные источники здесь, здесь и здесь). Если народные выступления, скажем, в Тунисе и Египте ещё подавались более или менее корректно, то в отношении Ливийской Джамахирии с первых дней началась гнусная информационная кампания, основанная на агрессивной манипуляции сознанием с прямыми фальсификациями (см. статью 1, статью 2, статью 3, статью 4 и статью 5), которая вполне логично породила ответную, временами не менее глупую и манипулятивную, контрпропаганду «зелёных» и их адвокатов в других странах.
«Легендарный полковник» Каддафи в одночасье превратился в «тирана»; несколько недель идеологического давления — и вот англоязычные комментаторы в «Фейсбуке» уже единогласно объявили лидера предыдущей ливийской революции безумцем. Подобные акты медийного «спектакля» заставляют вспомнить, к примеру, румынскую Тимишоару, поведение пронатовских СМИ во время войны в Югославии и пророссийских во время вторжения в Грузию.

Политический ликбез

Более того, многие журналисты и аналитики, в том числе и в силу политической безграмотности, слепо, некритично употребляли в отношении джамахирии либерально-буржуазный терминологический аппарат: «диктатор», «парламент», «государство» и т. п. По такому случаю стоит процитировать отрывок из аполитичной энциклопедической статьи о «зелёной» Ливии: «Руководящий орган — Революционное руководство во главе с М. Каддафи — как бы выведен из системы власти и исполняет функции некоего высшего контрольного органа. Государство, правительство, партии, парламент упразднены. Законодательной инициативой, правом решать вопросы хозяйственной и культурной жизни и выносить рекомендации, касающиеся политики страны в целом, наделены „первичные народные собрания“, объединяющие по территориальному принципу всё взрослое население. Законодательный орган — Всеобщий народный конгресс. Исполнительная власть находится в руках „народных комитетов“, избираемых первичным народным собранием».
И пусть реальная модель общественного устройства с течением времени всё менее соответствовала заявленной «анархической» — использовать достаточно примитивную топографию, делящую все политические системы на демократии (буржуазный парламентаризм) и диктатуры (всё остальное), в данном случае явно не совсем корректно, да и не очень продуктивно.


Интервенция

Видимо, на фоне массовых народных выступлений в арабских странах самые реакционные слои транснациональной буржуазии решили использовать сложившуюся ситуацию для ликвидации существующего политического режима Ливийской Джамахирии, более полной и последовательной денационализации экономики этой страны и, вероятно, последующего передела частной собственности (см. материалы WikiLeaks). Официально признав ряд мнимых преступлений каддафистов (что впоследствии подтвердила, к примеру, организация «Amnesty International») в начальный период подлинного народного восстания, формально вызванного арестом правозащитника, в качестве реальных, а во многом достаточно реакционные военно-политические силы (включавшие некоторых сомнительных представителей старого режима), вооружённые тяжёлыми пулемётами, гладкоствольными пушками и даже, по информации телеканала «Евроньюс», самолётами (возможно даже, при некоторой поддержке со стороны местной ячейки «Аль-Каиды», а также военных и разведывательных ведомств иностранных государств — всё это совершенно не принципиальные, а второстепенные моменты, исторические штрихи) — в качестве мирных демонстрантов, и добившись принятия СБ ООН резолюции № 1973, значительным образом попирающей нормы международного права (см. пост), империалистическая коалиция сумела организовать преступную военную интервенцию в Ливию, завершившуюся массовыми убийствами в том числе и мирных жителей.
Существовала ли помимо экономических и политических интересов на фоне «Арабской весны» конкретная ситуационная причина, послужившая своего рода формальным катализатором, спусковым крючком вторжения (конфликт вокруг нефтяной компании «Total», всплывший компромат на тогдашнего президента Франции или что-то ещё), вообще говоря, не так важно. Наступательное движение войск Джамахирии на восток страны приостановилось, а исход гражданского противостояния между лоялистами и повстанцами в тот момент стал совершенно очевидным. Стоит здесь отметить, что большая часть левых публицистов, конечно же, предсказуемо выступила против империалистической интервенции, а российский правящий слой не стал защищать даже свои шкурные экономические интересы.

Итоги

Повстанцы победили и начали переустройство страны. Предсказания алармистов, обещавших катастрофу, войну между реликтами племён, распад страны и голод, не сбылись — не в последнюю очередь из-за достаточной зрелости того общества, что оставил после себя старый режим. Вождь и символ интернациональной «зелёной» квазирелигии убит, однако его учение по-прежнему живо, продолжает сохранять последователей, тем самым удивляя противников, а остатки самых стойких вооружённых сторонников полковника в Ливии продолжают вести бесперспективную борьбу.
Джамахирия, как система прямой социалистической демократии, потенциально прогрессивнее, чем развитый буржуазный парламентаризм, поэтому стоила того, чтобы её сохранили и преобразовали в лучшую сторону. Клан Каддафи и его сыновей выступал, особенно в последние годы, как препятствие на пути развития страны (экономического, социального, политического, культурного). Таким образом, исходя из всего вышенаписанного, политически правильными лозунгами диалектически мыслящих левых в отношении событий в Ливии предлагаю считать следующие: «За Джамахирию без Каддафи!», «Против Каддафи и НПС!».

0 комментариев:

Отправить комментарий